При поддержке Правительства РФ Министерства сельского хозяйства РФ Правительства Ростовской области

Россияне изменили свой рыбный рацион

20 Июля 2017

Россияне стали есть больше минтая, разрушая представление о нем как о корме для кошек. Сегодня эта рыба занимает уже до 15 процентов нашего рыбного меню, хотя еще пару лет назад доля минтая в нем не превышала 6 процентов. То есть буквально за короткое время потребление выросло в два с лишним раза. Такие данные приводит Ассоциация добытчиков минтая.


 
Конечно, можно рассуждать об изменениях вкусовых предпочтений населения. В Германии, например, минтай считается чуть ли не деликатесом. В России, напротив, до 1970-х годов эта рыба относилась к "техническим" видам главным образом из-за ее обилия в наших морях. В последние годы минтай встречался в основном в виде рыбных палочек, а еще в меню известной сети быстрого питания под названием "филе-о-фиш".

Однако отдельные эксперты убеждены, что рост спроса на минтай - следствие не только изменения вкуса, но и продолжающегося падения реальных доходов россиян (в последнем сообщении Росстата сказано, что в целом за первое полугодие 2017 года доходы снизились на 1,4 процента). Килограмм минтая в магазинах в среднем продается за 130-140 рублей. И это в разы дешевле любой "красной" рыбы.

В прошлом году на российский рынок было поставлено 350 тысяч тонн минтая. Если перевести это на количество населения, получается, что среднестатистический россиянин съел за год 2,5 килограмма минтая. Для сравнения, в США этот показатель равен 1,6 килограмма, в странах Европы - 1,9 килограмма.

"Потребление рыбы, в отличие от товаров первой необходимости, всегда очень четко следует за ценой. Чем она выше, тем ниже спрос", - объясняет глава Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. По его словам, это стало особенно заметно после введения контрсанкций. К тому же рыба - это товар, ориентированный на экспорт, поэтому из-за роста курса иностранных валют цены подскочили и на внутреннем рынке.

С начала кризиса в рознице рыба подорожала на 30 процентов. При этом ее потребление снизилось почти пропорционально. Если в 2014 году на одного россиянина приходилось 22 килограмма рыбы, в прошлом году уже 19 килограммов. В нынешнем году, как считает руководитель Рыбного союза Сергей Гудков, рыбный рацион россиян вряд ли изменится в лучшую сторону, поскольку этот продукт дешеветь не спешит, а, скорее, наоборот. Так, по данным Росстата, за июнь цены на рыбу лососевых пород и красную икру выросли на 0,4-0,7 процента. Правда, в обратную сторону пошли ценники на селедку, она подешевела на 0,2-0,5 процента.

Кризис вынудил россиян пересмотреть структуру потребления не только рыбы. Гораздо раньше специалисты почувствовали перемены на рынке мяса. Как рассказал ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Даниил Хотько, в последнее время россияне активно отказываются от всего мясного - и тоже вовсе не с целью потреблять более здоровую пищу. А по причине экономии.

Пик потребления мяса в России пришелся на 2013 год. На тот момент каждый человек в нашей стране съедал примерно 75 килограммов мяса. После, однако, потребление мяса упало в среднем на три килограмма. Наверстывать упущенные показатели мы начали только с прошлого года, постепенно возвращая по одному килограмму мяса в свой рацион. Тем не менее речь в данном случае идет не о говядине или баранине. А о наиболее доступных сортах мяса - курице и свинине. Именно курица сегодня занимает до 50 процентов в мясном меню россиян. Этот показатель, по мнению Хотько, будет расти и дальше. Дело в том числе в продолжающемся наращивании производства птицы в России, что позитивно сказывается на конкурентоспособности продукции. Например, за прошлый год цены на куриное мясо упали на 5-10 процентов. Сейчас в магазинах можно найти тушку курицы и по 100 рублей.

По материалам «Российской газеты»


Вернуться к списку